11 декабря 2019 года президент России Владимир Путин поручил правительству внести предложения о создании авиакомпании с парком самолётов только российского производства для перевозок на Дальнем Востоке.

Первоначально шёл разговор о создании новой авиакомпании либо на базе существующего перевозчика, либо её запуска с нуля. Рассматривался вопрос создания такого перевозчика на базе «Якутии» или «Авроры».

 

В январе 2020 года индустриальный директор Ростеха Анатолий Сердюков сообщил, что в целях поддержки отечественного авиастроения и развития региональных перевозок госкорпорация создаст авиакомпанию, которая будет эксплуатировать только российские самолёты и вертолёты. В подтверждение этих намерений 13 мая на совещании по поддержке авиапрома с участием президента Владимира Путина, гендиректора ОАК Юрия Слюсаря и гендиректора Ростеха Сергея Чемезова главе государства была презентована программа поставок до 60 лайнеров SSJ100 авиакомпании Red Wings, которую сама же госкорпорация контролирует через ОАК.

В марте в СМИ появилась информация, что дальневосточную авиакомпанию создадут на базе «Авроры», а управлять ей станет Ростех. Такое решение было принято по итогам совещания у заместителя председателя правительства — полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Однако Ростех, имея свою программу по дальневосточной авиакомпании, опроверг эти планы, заявив, что «такой сценарий является нецелесообразным и не рассматривается».

В середине мая вице-премьер Юрий Борисов заявил, что авиакомпания Red Wings до 2024 года получит 60 самолётов SSJ100 и 16 МС-21, и на ней будет отрабатываться модель организации сервиса и ремонта отечественных судов. Его слова подтвердил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который пояснил, почему для нового дальневосточного авиаперевозчика была выбрана именно Red Wings.

«Может быть, я отвечу несколько нетрадиционно: у нас «других писателей просто не было», поэтому выбрали Red Wings, — сказал Денис Мантуров. — У нас есть крупные перевозчики, которые сегодня загружены своими задачами, а Red Wings — это компания, которая входит в периметр Ростеха, ОАК, как говорится, внучатая компания. То есть было просто логично использовать свою базовую авиакомпанию, которая гарантированно будет летать на российских судах, в том числе на новых самолётах МС-21, которые будут приходить в эксплуатацию и в Red Wings», — добавил министр.

Читайте также:  Rolls-Royce вбивает гвозди в гроб A380

6 июля в ходе встречи президента России Владимира Путина с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым, руководитель авиакомпании рассказал главе государства о планах довести в «Аэрофлоте» количество региональных 100-местных Суперджетов с 54 до 150 машин.

Он отметил, что SSJ100 серьёзно прогрессируют в своём техническом состоянии. «Машина летает уже более шести часов, что очень важно. По проекту, напомню, машина в сутки должна летать 8,2 часа, то есть уже близко, самолёт начинает показывать хорошие характеристики», — пояснил гендиректор «Аэрофлота».

А за день до этого в газете «Ведомости» выходит статья под совершенно противоречивым заголовком: «Правительству и группе «Аэрофлот» не нужны дополнительные SSJ100 для Дальнего Востока», в которой сказано, что в конце июня Минтранс разослал федеральным министерствам, правительству Сахалинской области, «Аэрофлоту» и его «дочке» – авиакомпании «Аврора» дорожную карту по созданию новой дальневосточной авиакомпании.

Из документа Минтранса следует, что создавать новую авиакомпанию планируется не с нуля, а с использованием бюджетных субсидий на базе «Авроры». «Аврора» же по заданию правительства и совместно с региональными администрациями готовила концепцию развития перевозок на Дальнем Востоке. Концепция завершена в июне и также разослана для ознакомления. Примечательно в этом документе то, что «Аврора» закладывает в проект нового дальневосточного авиаперевозчика только пять Суперджетов, остальные самолёты — это А319/320, хотя в пручении Путина говорилось только о российской технике. И Денис Мантуров в феврале заявлял о 20 SSJ100: «Предварительно, по крайней мере то, что мы обсуждали с Минтрансом, с Миндальвостока, это около 20 машин. Речь идёт о том объёме, который компания сможет использовать», — сказал министр.

«Ведомости» сообщают, что Суперджет «плохо подходит для региональных перевозок на Дальнем Востоке: для небольшого регионального трафика его вместимость избыточна (до 103 кресел) – на полеты такого большого лайнера потребуется больше бюджетных субсидий. SSJ100 может быть эффективен только на маршрутах между крупнейшими городами округа, а на многие аэродромы небольших городов он просто не в состоянии приземляться».

Читайте также:  Где летают Airbus A380

И при этом «Аврора» собирается к уже имеющимся десяти А319 докупить более вместительные А320 (140-180 кресел) и использовать самолёты, которые еще меньше подходят для региональных перевозок, а требования к качеству ВПП у них более высокие. «Будущая дальневосточная авиакомпания будет возить на SSJ100 по 800 000 человек в год, а на Airbus А320 – по 1,6 млн», — говорится в концепции.

Но что-то у авторов документа не ладится с математикой и логикой. Они не объясняют, как самолёт гораздо более вместительный, может перевозить в два раза больше пассажиров, если даже 100-местный Суперджет для региональных маршрутов с низким пассажиропотоком будет летать полупустым. Или аналитики «дочки» «Аэрофлота» считают, что на Эйрбасы выстроится очередь из пассажиров, в отличие от SSJ100? Где здесь экономическая выгода и целесообразность такого бизнеса? Где поддержка отечественного авиапроизводителя? Почему государственные субсидии должны расходоваться не по назначению?

Кроме того, планы Минтранса и «Авроры» по ограниченному использованию российских самолётов противоречат не только заявлениям Д. Мантурова и Ю. Борисова, но и поручениям президента, а это уже саботаж, и в известные времена нашей истории по головке за это не гладили.

В идущем процессе создания новой дальневосточной авиакомпании можно нафантазировать много разных конспирологических теорий. Одни только разновекторные действия Минтранса и Минпромторга дают простор для мысли. Но известен факт, что ещё осенью 2011 года в докладе корпорации Airbus говорилось о потребности российских авиакомпаний в течение следующих 20 лет не менее, чем в тысяче пассажирских самолётов вместимостью от 100 кресел общей стоимостью в $95 млрд. При этом Airbus, по заявлению исполнительного вице-президента этой европейской авиаимперии, собирался продать нам «по крайней мере половину от всех поставленных за этот период лайнеров».

Читайте также:  Зачем Суперджету нужны горизонтальные законцовки крыла — сайберлеты

И можно только предположить, что антигосударственное лобби, существующее в нашей стране с 90-х годов и приложившее немало усилий по развалу отечественного авиапрома, никуда не делось и продолжает продвигать интересы зарубежных авиастроительных корпораций.

Подведём итог и сделаем вывод из этой истории — новым региональным авиаперевозчиком в Дальневосточном федеральном округе станет авиакомпания Red Wings, которая получит Суперджеты, а по мере появления Ил-114-300 и МС-21 — и эти самолёты.

Андрей Величко,
для сайта «Авиация России»