Последнее время новости из Индии касательно участия индийской стороны в проекте истребителя пятого поколения FGFA (разрабатывается на базе Су-57) напоминают индийские мыльные оперы — незамысловатая интрига, неторопливое развитие событий, предсказуемость, много слов, слёз и лирики, но конца и результата не видно.

То Индия выходит из проекта, то остаётся. То российский истребитель не соответствует пятому поколению, потому что не обладает достаточными характеристиками скрытности, то у него не тот двигатель, то он очень дорогой, а последняя причина — россияне не хотят передавать хитрым индийцам все критические технологии, которые используются в Су-57. В общем, «гранаты у него не той системы».

 

И вот 13 июля становится совсем интересно — глава Минобороны Индии Нирмала Ситхараман прокомментировала решение ведомства по поводу программы FGFA, которое сводится к следующему: вы разрабатывайте самолёт, тратьте на него свои деньги, а потом, когда-нибудь мы присоединимся к программе.

«Мы передали России, что Индия теперь не является частью этого проекта, но также сказали русским, что они могут продолжать его сами, а мы можем присоединиться к программе на более позднем этапе», — заявила министр.

Разработка FGFA началась в 2007 году на базе истребителя ПАК ФА. С российской стороны в ней участвует компания «Сухой», с индийской — Hindustan Aeronautics. В рамках первого этапа программы стоимостью 295 миллионов долларов был разработан дизайн индийского истребителя, но затем начались разногласия, и проект был фактически заморожен.

Общая стоимость разработки самолёта по разным источникам оценивается в 11-12 млрд. долларов. Сюда входит финансирование разработки проекта, строительство необходимой инфраструктуры, создание прототипов, проведение лётных и наземных испытаний. Стороны должны были участвовать в проекте в соотношении 50 на 50 процентов, т.е. затраты составили бы по 5,5-6 млрд. долларов.

Читайте также:  «Порой они возвращаются» — Ил-96-400М

Понятно, что деньги немалые, но и продукт, который должны были бы получить индусы — инновационный. Однако тратиться жалко, и поэтому придумываются разные причины, чтобы облить грязью российский истребитель. Так в марте этого года в газете Hindustan Times вышла статья, где командование ВВС Индии заявило, что не видит перспектив в Су-57 т.к. его единственное преимущество перед F-22 и F-35 — сверхманёвренность, а во всём остальном российский самолёт не может с ними сравниться.

Ну, что ж, индийские военные не видят перспектив в российском самолёте — это их право, но тогда купите у США их истребители пятого поколения, однако Пентагон никогда не собирался и не собирается продавать индусам F-35, тем более F-22, давно снятый с производства. А единственный лёгкий истребитель четвёртого поколения индийской разработки Tejas («Бриллиант»), который начал проектироваться аж в 1983 году, на 2016 год существовал в количестве 17 единиц.

При этом, Индия эксплуатирует и строит российские истребители Су-30МКИ, десятилетиями проводит тендеры на закупку лёгких истребителей, покупает как российскую авиатехнику, так и европейскую, увеличивая тем самым свои расходы на обслуживание разнотипных самолётов, но сама фактически ничего разработать не может. При том, что её основной геополитический конкурент в регионе — Китай, — самостоятельно ведёт разработку и строительство боевых самолётов и вполне успешно.

Поэтому FGFA в-первую очередь нужен Индии, но не России. Совместный проект FGFA Россию интересует только как возможность разделить между странами затраты на разработку и запуск в серию современной боевой машины.

Ну, а про Индию в контексте её участия в программе FGFA мы, видимо, будем получать ещё очень интересные новости — индийские мыльные оперы (сериалы) могут длиться бесконечно.

Читайте также:  Как работает авиационная БРЛС

Андрей Величко,
16 июля 2018 г.