Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100, SSJ100) – первый российский гражданский самолёт, который спроектирован с применением цифровых технологий и без какого-либо задела, оставшегося от Советского Союза. Разработан и производится компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aermacchi. Впервые самолёт был представлен в сентябре 2007 года, первый полёт состоялся в мае 2008 года, а первый коммерческий рейс — весной 2011 года.

Уникальность этого лайнера заключается в том, что современные технологии применяются не только в самом самолёте, но и на всех этапах его создания — от проектирования до сборки, что, в свою очередь, гарантирует создание современного самолёта, отвечающего требованиям мирового рынка.

 

В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолётостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и другие.

Самолёт оснащён двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet — совместного предприятия Snecma и НПО «Сатурн». В разработке Суперджета принимали участие ведущие мировые компании:

  • Авионика — THALES
  • Система управления — LIEBHERR
  • Системы жизнеобеспечения — LIEBHERR
  • Шасси — MESSIER DOWTY
  • Топливная система — INTERTECHNIQUE (ZODIAC)
  • Интерьер — B/E AEROSPACE
  • Противопожарная система — AUTRONICS (CURTISS WRIGHT)
  • Кислородная система — B/E AEROSPACE
  • ВСУ — HONEYWELL
  • Кресла экипажа — IPECO
  • Гидравлическая система — PARKER
  • Система электроснабжения — HAMILTON SUNDSTRAND
  • Датчики вибрации двигателя — VIBRO-METER
  • Колеса, тормоза — GOODRICH

Максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха (~860 км/ч), крейсерская высота 12200 м (40000 футов). Длина полосы для базовой версии самолета составляет 1731 м, для версии с увеличенной дальностью полета – 2052 м. Дальность полета для базовой версии – 3048 км, для версии с увеличенной дальностью – 4578 км. Эксплуатация SSJ100 возможна в широком спектре климатических условий при температуре от минус 54 до плюс 45 градусов.

Окончательную сборку самолёта осуществляет филиал в Комсомольске-на-Амуре ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» при непосредственном участии авиазаводов в Новосибирске, Ульяновске, Воронеже, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100. Готовые детали передают на авиазавод в Комсомольск-на-Амуре, где и производится окончательная сборка самолёта.

Читайте также:  Все заказчики Airbus A321 Long Range

В общем виде схема производства выглядит следующим образом:

  1. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» (Новосибирск) производит детали и агрегатную сборку отсеков Ф1, Ф5, Ф6 и оперения.
  2. ОАО «ВАСО» (Воронеж) изготавливает изделия из полимерных композиционных материалов.
  3. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (Комсомольск-на-Амуре) производит детали и осуществляет сборку отсеков Ф2, центроплана Ф3, Ф4 и монтаж систем. А также изготавливает детали и осуществляет агрегатную сборку ОТК (отъемной части крыла) с пилоном и механизацией)
  4. Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО «ГСС» (КнАФ) осуществляет сборку фюзеляжа и окончательную сборку (стыковка с ОЧК, установка и отработка систем)
  5. ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) устанавливает интерьер.
  6. ОАО «Спектр-Авиа» (Ульяновск) осуществляет покраску воздушных судов.
  7. В Жуковском (Московская область) проводятся наземные и летные испытания, наземная доводка ВС и передача заказчику.

Предлагаем фоторепортаж окончательной сборки самолёта на заводе КнАФ ЗАО «ГСС».

Цех сборки фюзеляжа состоит из четырех производственных участков. Продолжительность цикла на каждом участке 10 дней. Работа на всех участках ведется круглосуточно в три смены.

Здесь производится стыковка отсеков Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 на стенде автоматической стыковки Brötje и установка крепежа по стыкам отсеков.

Отсек Ф5 ждет своей очереди на сборку.

Клепка производится вручную вот таким образом. При производстве самолёта SSJ 100 используется более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.

Частично собранный фюзеляж перемещается на второй и третий производственный участок.

Здесь производится установка каркаса пола, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений. На этом же этапе устанавливаются стёкла в иллюминаторы пассажирского салона и монтируется антенна.

Центроплан самолёта. Выполняется монтаж гидравлической и топливной систем.

Производится установка слоёв теплоизоляции пассажирского салона.

Финальный, четвёртый участок цеха сборки фюзеляжа. Выполняется монтаж кабельной сети самолёта.

А также нанесение защитных покрытий на фюзеляж. Справа на фотографии уже установленный ветрогенератор на случай аварийной ситуации, который необходим для обеспечения электроэнергией бортовых систем.

Читайте также:  Почему Су-35С называют самым опасным истребителем в мире

После этого самолёт перемещают в цех окончательной сборки. Здесь всего 7 производственных участков, а цикл на каждом участке также составляет 10 дней. Сейчас это позволяет выпускать 40 самолётов в год, в дальнейшем предполагается сокращение цикла до 7 дней.

Первый производственный участок. На нём производят стыковку вертикального и горизонтального оперения, а также отсека Ф6 (на фото слева внизу). На этом же этапе делается прозвонка электросоединителей кабельной сети самолёта.

В конце 2015 года на заводе была введена в эксплуатацию мультимедийная обучающая система, позволяющая отрабатывать на производстве навыки тестирования систем самолёта. Здесь сотрудники завода учатся качественно проводить проверки всех систем SSJ 100.

Второй производственный участок — здесь выполняется стыковка отъёмных частей крыла с центропланом. Монтируют переднюю и основные опоры шасси. Устанавливают вспомогательную силовую установку в хвостовой отсек и монтируют носовой обтекатель.

Третий производственный участок — здесь монтируют механизацию отъёмных частей крыла и собирают каркас обтекателя крыло-фюзеляж.

Алюминиевые части фюзеляжа покрыты жёлто-зелёной грунтовкой, а детали из композитных материалов — белого цвета.

На всех производственных этапах ведутся работы с кабельной сетью. Все работы имеют минимум трёхуровневый контроль и проверку.

Четвёртый производственный участок. Здесь выполняется опрессовка гермокабины фюзеляжа, промывка и опрессовка гидравлических систем самолёта.

На это же этапе завершаются работы по заделке и прозвонке кабельной сети и выполняют окончательный монтаж системы кондиционирования воздуха.

Пятый производственный участок. Производится подготовка самолёта к подключения электропитания, монтируются блоки оборудования.

Проводится проверка функционирования и вписываемости основных опор шасси. Справа на фото титановый пилон двигателя.

Гидравлическая система.

Устанавливаются композитные панели пола пассажирской кабины.

Шестой производственный участок. Монтируются маршевые силовые установки.

Проводится отработка систем самолёта под напряжением.

Завершающий седьмой производственный участок. Здесь выполняют окончательный монтаж интерьера багажно-грузового отсека, интерьера кабины пилотов, проводят общетехнический осмотр ВС и готовят его передачу на лётно-испытательную станцию.

Читайте также:  «Порой они возвращаются» — Ил-96-400М

Ответственный момент — первая выкатка.

Общий вид на цех окончательной сборки.

Версия LR отличается увеличенной до 4500 км дальностью полёта и увеличенной взлётной массой с усиленным крылом. При этом используется та же силовая установка, что и на обычной версии самолёта, но с увеличенной на 5% взлётной тягой.

Кабина пилотов. Управление осуществляется боковой ручкой, от штурвальных колонок отказались еще на ранней стадии проектирования как устаревшей и бесперспективной технологии. Все надписи полностью англоязычные, т.к. это уже является стандартом в авиации.

Теперь этому борту предстоит совершить перелёт в Ульяновск на установку салона и покраску, а затем в Жуковский на лётно-испытательную станцию. Там же будет проведена передача самолёта заказчику. Этот борт предназначен для а/к Ю-Тэйр.

На 1 января 2016 года построен 101 Сухой Суперджет 100 (SSJ-100), из них 76 переданы заказчикам.

29 января 2016 года стало известно, что Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) одобрило расширение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), подтверждающее способность самолёта Сухой Суперджет 100 (SSJ-100) совершать посадку в автоматическом режиме в соответствии стандартам CAT IIIа ICAO.

По материалам kak-eto-sdelano.livejournal.com/341164.html
Фото (с) Виктор Борисов (www.victorborisov.ru)